Рубиновый Дух

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ ... ]

Тринадцать врат (3)

Прикладные эзотерические дисциплины

Развивались эзотерические науки так же, как все другие, например, физика или химия. Если первоначально ими занимались 'в комплексе' - химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном - астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что нам теперь приходится иметь дело со множеством узких дисциплин. Впрочем, границы между ними размыты, так что на их стыке постоянно возникают все новые дисцилины, да и сама область эзотерических наук тесно соприкасается с другими областями человеческого знания, которые можно было бы объединить под названием наук о человеке.

Таких наук очень много. Даже их алфавитный список, от антропологии до языкознания, занял бы столько же места, сколько вся эта статья. В наши дни человек, решивший изучать какую-то одну из этих наук, вынужден не только 'узнавать все больше о все меньшем и меньшем' (узкая специализация), но и постоянно обращаться к 'соседним' наукам. Так, психиатру часто приходится изучать и социологию, и педагогику, и философию, а астрологу бывает не обойтись без хиромантии, графологии или Таро.

Чтобы поближе познакомиться с эзотерическими науками, мы для удобства разделим их на три группы. Во-первых, это дисциплины, использующие объективные данные о человеке, то есть те параметры, которых он сам изменить не может: дату рождения, форму и линии ладони, почерк и т.д. К таким дисциплинам относятся в первую очередь астрология, графология и хирология (хиромантия), а также дактилоскопия, которая, в сущности, есть не что иное, как один из разделов хирологии.

Сюда же относятся френология (установление характера по выпуклостям черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также нумерология - определение характера и предсказание судьбы по числовым значениям букв имени и цифр даты рождения.

К ним же примыкают и дисциплины неоккультные, также использующие объективные данные: криминалистика, паралингвистика (изучение мимики, жестикуляции) и многие диагностические методики - например, иридология, определяющая состояние здоровья по радужной оболочке глаза. В конечном итоге сюда же следовало бы отнести и психиатрию, выводы которой тоже строятся на объективных проявлениях личности - реакциях, высказываниях и т.п., симулировать которые достаточно сложно.

Вторая группа оккультных наук оперирует субъективными данными, то есть тем материалом, который человек предоставляет о себе сам. Это главным образом какие-то образы подсознания, которые сам человек обычно истолковать не умеет; специалист выступает здесь в роли 'дешифровщика'. Сюда относятся все мантические дисциплины, то есть различные способы гадания.

Способов гадания существует очень много, начиная от гадания на картах, палочках или кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по характеру дыма, поднимающегося над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на вопрос уже заключен в подсознании спрашивающего, иначе не возник бы сам вопрос. Гадательные символы лишь помогают сделать этот ответ понятным.

Толкование снов (онейрология) также входит в эту группу, так как сны принадлежат не объективному, а субъективному мiру. Сюда же следует отнести и каббалистическую нумерологию, исследующую случайные сочетания букв и цифр.

Со стороны неоккультных наук к мантическим дисциплинам примыкает психология, также занимающаяся изучением тех данных, которые человек дает о себе сам, что-то сообщая, а что-то утаивая. Наиболее ярко эти признаки психологии выражены в психоанализе Фрейда. Ясно, что к этой категории относятся и столь распространенные ныне психологические тесты.

И, наконец, третья группа оккультных наук - науки магические, основная цель которых - не изучение характера человека и не предсказание судьбы, а воздействие как на то, так и на другое. Магией занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы), так и обыкновенные люди. Три волхва, пришедшие, по евангельскому сказанию, поклониться младенцу Иисусу, тоже были не кем иным, как вавилонскими магами, узнавшими о рождении Спасителя из наблюдений за небосводом.

Существует несколько видов магии, различающихся по целям и способам воздействия. Профессиональную магию издавна подразделяли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на уменьшение зла в мiре, то вторая имеет противоположную цель.

Натуральная же или 'народная' магия просто составляет неотъемлемую часть нашей жизни. 'Любое действие, совершаемое намеренно, уже есть магия', - говорил Алистер Кроули и был прав, ибо осознание человеком своего намерения уже вызывает изменения в окружающем его мiре, облегчая осуществление этого намерения, если оно не нарушает космического равновесия, или затрудняя, если нарушает.

Подробнее об отдельных эзотерических дисциплинах и их истории можно прочитать в книге Альфреда Леманна 'Иллюстрированная история суеверий и волшебства' (М., 1900, репринт Киев, 1993). Преподается эта история там скорее критически, если не сказать саркастически, однако факты там изложены точно и верно. Monster. История эзотерических учений

Доовновые культуры

История, как я уже говорил, пишется ретроспективно. Чем дальше во времени отстоит историк от описываемых людей и событий, тем красивее и значительнее выглядят эти люди и события, и тем дальше вглубь времен отодвигается начало самой истории. Так, халдеи (вавилоняне) утверждали, что их эзотерические знания накапливались тысяч лет, египтяне претендовали на 600 с лишним тысяч, а у индийцев счет вообще шел на миллионы (утверждают, что первое руководство по астрологии, Сурья Сиддханта, вообще была написана в 2102 г. до н.э.).

Историю эзотеризма можно считать более или менее документированной начиная все с той же эпохи эллинизма. По нашей хронологии это - начало или канун эры Рыб, VI - III в. до н.э. Все остальное же суть только гипотезы, пусть даже они выглядят весьма убедительно. Но, поскольку нас интересует не только сама по себе история эзотеризма, но и представления о ней самих эзотериков, начать мне бы хотелось с одной замечательной гипотезы или скорее теории, получившей очень широкое распространение. Это теория Семи коренных рас - она изложена в трудах Елены Блаватской, Елены Рерих и других западных поклонниц Востока.

Семь, семерица - сакральное число многих земных цивилизаций. Чтобы лучше понять, о чем речь, вспомним, что по эзотерическим представлениям человек также состоит из семи тел, комплект которых и составляет его сущность. Иногда эти тела объединяют в 'планы' или 'уровни' - физический, астральный, ментальный.

В Древнем Китае им соответствовали 'три души' человека - По, Гуй и Хунь. Первая, самая низшая (евр. руах, греч. pneuma, лат. anima, санскр. прана), уходила в землю, вторая (др.-греч. daimon/as/: бесплотное существо, элементаль) становилась духом предка, которого почитали, а третья, высшая (лат. spiritus, санкср. атман), улетала на небо, где причислялась к сонму духов. Позже даосы также дифференцировали эти планы, и подразделений у них получилось тоже семь.

В разных источниках количество и названия тел варьируются - их может быть больше или меньше, хотя семерка преобладает (а почему - мы увидим позже). Позднейшие оккультисты (C.W. Leadbeater) подразделяли каждое тело еще на семь подтел или подпланов, получая таким образом 49. Желающие могут обратиться к книгам Лидбитера в переводах А.В. Трояновского (Астральный план. СПб., 1908, репринт Баку, 1990; Ментальный план. СПб., 1912, репринт М., 'КОКОН', 1991), мы же примем самый распространенный вариант: физическое тело, эфирное, астральное, ментальное тело (манас, низший разум), буддхическое тело, он же абстрактный разум, и два последних тела - тело духовного разума и каузальное тело. Два последних тела составляют монаду.

МОНАДА (от греч. monas, 'единица'): простейший элемент, неделимая частица бытия; в оккультизме - основа человеческой сущности, объединяющая каузальное тело и тело духовного разума. Известна со времен античности; в Средние века монадой называли 'корневую' субстанцию не только человека, но и всех сложных вещей. М. беспола, что обеспечивает реинкарнацию как в мужском, так и в женском облике. По Лейбницу, это своего рода 'атом', духовная единица бытия, обладающая способностью перцепции (восприятия) и апперцепции (активного действия). Нет двух одинаковых монад. Монады бывают тж. разного порядка: есть низшие (м. камней, растений), есть высшие (животных, человека), и наивысшая (Бога).

Итак, теория. Сформулируем вкратце ее суть, не вдаваясь в подробности.


читать дальше>>>

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ ... ]